Памятка по профилактике энтеробиоза
*Возбудителем энтеробиоза является небольшой глист острица, длиной от 0,5 до 1 см.
*Основную группу болеющих составляют дети.
*Взрослые острицы обитают в кишечнике человека, оплодотворенные самки, спускаются в его нижние отделы, выползают из заднего прохода больного и откладывают яйца, в перианальных складках, на коже бедер, ягодиц. Созревание яиц остриц происходит уже через 4-6 часов. В кишечнике человека, проглотившего зрелое яйцо, личинка гельминта развивается во взрослую особь спустя 14 дней.
*Острицы передаются от человека к человеку в семье, коллективе детей (школе, детском саду, спортивных сооружениях, посещениях для занятий в кружках). Больные энтеробиозом, вследствие зуда, который вызывают выползающие из прямой кишки острицы, расчёсывают область заднего прохода, загрязняя яйцами пальцы, подногтевые пространства. С рук яйца легко заносятся в рот. Так происходит самозаражение.
*Наличие яиц остриц на руках и теле больного приводит к тому, что окружающие предметы: нательное и постельное белье, мебель, игрушки, книги, посуда и т.п. загрязняются яйцами паразита, которые при комнатной температуре жизнеспособны в течение 2-3 недель. С предметов обихода, с немытыми руками, при вдыхании с пылью, яйца попадают в пищеварительный тракт человека. Механическими разносчиками яиц гельминта являются мухи, тараканы.
*Следует помнить, что каждый человек, заражённый острицами, является источником их распространения среди членов семьи и организованного коллектива.
*Наиболее характерный признак заболевания энтеробиозом - зуд в области заднего прохода, который возникает преимущественно в вечернее или раннее ночное время. При небольшом количестве паразитов зуд беспокоит в течение 1-2 суток подряд и исчезает на 2-3 недели. Могут беспокоить боли в животе, нарушение аппетита, жидкий стул, тошнота, головная боль.
*Острицы в процессе жизнедеятельности выделяют токсичные для организма человека вещества. Дети становятся капризными, рассеянными, непослушными, снижается их успеваемость в школе, отмечается утомляемость, отставание в росте, иногда возникает недержание мочи. Может наблюдаться некоторое отставание в нервно-психическом развитии.
ДЛЯ УСПЕШНОГО ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ОСТРИЦ НЕОБХОДИМО:
- Обследование на энтеробиоз всех членов семьи больного и лиц, бывших с ним в контакте.-- -Одномоментное лечение всех больных энтеробиозом в семье, организованном коллективе.
Считается полезным провести обследование на энтеробиоз контактным или провести курс химиопрофилактики. Поскольку острицы в виде яиц длительно сохраняются в помещении на самых разных предметах, следует аккуратно выполнять правила личной гигиены и проводить тщательную уборку помещений.
Для профилактики заражения энтеробиозом в семье Вам следует выполнять следующие правила:
·Прививать детям навыки личной гигиены.
·Часто мыть руки с мылом, лучше с двойным намыливанием.
·Коротко стричь ногти.
·Отучать детей от привычки брать в рот пальцы, игрушки, посторонние предметы.
·Утром и вечером тщательно подмывать ребенка.
·Надевать на ночь трусики с резинкой на бедрах, что предохраняет руки от загрязнения и уменьшит рассеивание яиц остриц в помещении.
·Ежедневно менять нательное белье ребенка.
·Постельное белье ежедневно проглаживать горячим утюгом и не вытряхивать его в комнате.
·Часто менять постельное белье, стирать при температуре не ниже 60⁰С.
·Следить за чистотой в квартире, проводить уборку с пылесосом или вытряхивать ковры, одеяла, подушки на улице.
·Уборку помещений проводить с мыльным раствором и часто менять используемую для уборки воду
·Мыть или обрабатывать пылесосом детские игрушки.
·Ночной горшок или унитаз надо ежедневно ошпаривать крутым кипятком.
·Ваш ребенок должен иметь отдельную постель и свое полотенце.
<sup>Как не стать игроманом?</sup>
Игра – неотъемлемая часть жизни каждого человека. Она учит, развивает, развлекает, спасает от скуки. Но говоря об игре, нельзя не вспомнить и о таком явлении как игромания - чрезмерное увлечение индивида азартными играми.
Риск превратиться в игромана не зависит от физического здоровья человека, его социального статуса и благосостояния. По словам учёных, определяющую роль играют темперамент индивида и особенности его взросления. Факторами, располагающими к игромании, являются неправильное воспитание в семье (как равнодушие родителей, так и чрезмерная опека), переоценка значения денег и любых материальных ценностей, зависть к более успешным и богатым людям, жажда лёгкой наживы.
Признаки и симптомы игромании
Психологи признают, что практически все люди нуждаются в периодическом всплеске адреналина и склонны к азарту. Но далеко не все подвержены патологической зависимости от азартных игр. Специалисты выделяют ряд основных симптомов игромании: чрезмерные нервозность и возбудимость, расстройство сна, необоснованный гнев, отсутствие интереса ко всему, кроме игры, пренебрежение к работе и личной жизни, ощущения жуткого дискомфорта («ломки»), когда нет возможности играть.
Для больных игроманией характерно постепенное увеличение времени и частоты игры, стремление к постоянному повышению риска. Больные постоянно стремятся найти возможность принять участие в игре. Снижается способность сопротивления соблазну, повышается раздражительность.
Ученые выделяют четыре основные стадии развития игромании:
1. Стадия выигрышей характеризуется периодической игрой, мечтах о крупных выигрышах, получением таковых и последующим увеличением ставок.
2. Стадия проигрышей, когда человек начинает ради игры занимать деньги, прогуливать учёбу, работу, врать родным, жаловаться на «простое невезение» и непонимание со стороны окружающих.
3. Фаза отчаяния наступает в момент, когда человек полностью разрывает отношения с семьей, теряет друзей, учёбу, работу, а периоды раскаяния сменяются паникой и перекладыванием вины за свои неудачи на других.
4. «Безнадежная» стадия – больным овладевает чувство безысходности, появляются новые зависимости, склонность к незаконным действиям и даже к суициду. На этой стадии помощь медиков просто необходима!
Лечить игроманию возможно. В современной психиатрии разработан целый ряд методик и комплексов по преодолению данной зависимости. Однако, как и большинство других заболеваний, игроманию легче предотвратить. Ведь миллионы людей во всем мире играют в карты, кости, посещают казино, решаются делать ставки на спорт, покупают лотерейные билеты и при этом не страдают патологической тяги к игре. Чтобы не стать игроманом, психологи советуют соблюдать простые правила игры на деньги:
1. Планирование. Игра – это хобби, а на любое увлечение приходиться тратить определенный капитал. Важно, чтобы эти расходы не оказались непосильными для семейного бюджета игрока. Поэтому, перед тем как начинать играть на деньги, нужно определить сумму, которую можно безболезненно потратить на игру в день, неделю, месяц и не превышать этот лимит.
2. Умеренность. Не стоит делать слишком большие ставки или тратить сразу же всю сумму, выделенную на день игры. Для начала можно попытать удачу, делая умеренные ставки. Если выиграть не получается, не нужно отыгрываться во что бы то ни стало. Лучше остановиться и отыграть потерянные деньги позже.
3. Реализм. Не нужно искать «философский камень» и пытаться раскрыть главный секрет постоянного выигрыша. Его просто не существует! Игра – это не поиск истины, а лишь хобби, приятное времяпрепровождение.
4. Разносторонние интересы. Чтобы увлечение игрой полностью не завладело человеком, он должен интересоваться еще чем-то. Разнообразьте свою жизнь: общайтесь, путешествуйте, найдите сразу несколько хобби, посещайте музеи, клубы, кино… В жизни очень много интересных вещей, игра – лишь одна из их.
5. Позитивный настрой и трезвый рассудок. Не стоит играть на деньги от отчаяния, в плохом настроении или в состоянии серьёзного алкогольного опьянения. Все это лишь способствует потере контроля над собственными эмоциями и тотального увлечения игрой. Пусть главными в игре будут положительные эмоции, а не постоянное ожидание выигрыша и желание отыграться.
Вывод: игра сама по себе не представляет опасности для человека. Однако, решаясь играть на деньги, стоит помнить, что во всём важна мера, и что игра – это лишь часть жизни, а не её смысл. Не бойтесь играть, но пусть азартные игры будут только приятным дополнением к множеству других интересных вещей в вашей жизни!
Курэнне як прычына анказахворванняў
Вучоныя лічаць, што адной з прычын анказахворванняў з’яўляецца курэнне. Даказана, што яно можа справакаваць рак лёгкага, мочапалавой сістэмы, гартані, слізістай поласці рота, страўніка, стрававода і іншыя злаякасныя хваробы. Доўгае ўжыванне нікаціну атручвае ўвесь арганізм, а смолы, фенолы, іншыя хімічныя злучэнні паступова разбураюць чалавека. Працяглае раздражненне слізістых абалонак тытунёвым дзёгцем вядзе да перараджэння клетак і ўзнікнення анказахворванняў.
Тытунёвы дым небяспечны не толькі для курыльшчыка, але і для навакольных. Пасіўнае курэнне павышае рызыку развіцця хваробы на 17 %. Здавалася б, людзі не маюць шкодных звычак, вядуць здаровы лад жыцця, але яны вымушаны ўдыхаць другасны дым дома, на вуліцы, на рабоце, таму і хварэюць тым жа, чым і аматары тытуню, іх нездароўе часта на сумленні апошніх. Несумяшчальныя таксама курэнне і цяжарнасць.
Лічыцца, што ад наступстваў курэння кожны год у Беларусі памірае каля 15 тысяч чалавек. Гэта больш, чым па прычыне дарожных аварый, іншых няшчасных выпадкаў.
Сярод распаўсюджаных прычын смерці курцоў – хваробы сардэчна-сасудзістай сістэмы, у прыватнасці інфаркты і інсульты. Акрамя таго, курыльшчыкі схільны да бранхіту, гастрыту, захворванняў скуры і рота, язваў, катаракты і інш. Нікацін згубна ўплывае на палавыя органы, садзейнічае развіццю імпатэнцыі ў мужчын. Курэнне аказвае не толькі мясцовае, але і агульнае ўздзеянне на арганізм, зніжае яго супраціўленне, значна аслабляе імунітэт.
Самымі распаўсюджанымі і звязанымі з курэннем з’яўляюцца разнастайныя анкалагічныя захворванні. Напрыклад, у пачатку ХХ стагоддзя рак лёгкага быў рэдкай хваробай, аднак з павелічэннем колькасці захварэўшых, сярод якіх шмат моладзі, можна гаварыць пра эпідэмію. Штогод ад яго памірае 1,2 мільёна чалавек. У Беларусі рак лёгкіх у мужчын знаходзіцца на першым месцы ў структуры анкалагічных захворванняў. Вялікая колькасць выпадкаў раку мачавога пузыра і падстраўнікавай залозы і меншая – выпадкаў раку ныркі, страўніка, шыйкі маткі, насавой поласці таксама прычынна звязана з курэннем. Гэтыя хваробы цяжка лячыць, але іх можна папярэдзіць.
Трэба адзначыць, што ў курыльшчыкаў, якія ўжываюць алкаголь, адносная рызыка развіцця злаякасных пухлін павялічваецца ў параўнанні з тымі, хто ніколі не курыў і не ўжываў алкаголь, у 10–100 разоў.
Каб кінуць курыць, чалавек павінен усвядоміць, наколькі яму перашкаджае гэтая шкодная звычка, і цвёрда вырашыць ад яе пазбавіцца. Пры гэтым трэба памятаць, што пры збавенні ад нікацінавай залежнасці ўвесь арганізм аздараўліваецца, а чалавек атрымлівае свабоду ад пастаяннага жадання перакурыць.
Как можно заразиться ВИЧ?
Источником инфекции выступает ВИЧ-инфицированный человек, причём на любых стадиях болезни и пожизненно. Большие количества вируса содержит кровь (в том числе менструальная) и лимфа, сперма, слюна, влагалищные выделения, грудное молоко, ликвор – спинномозговая жидкость, слёзы. Эндемичный (с привязкой к местности) очаг ВИЧ выявлен в Западной Африке, вирусом 2 типа заражены обезьяны. Природное средоточие вируса 1 типа не найдено. ВИЧ передаётся только от человека к человеку.
При незащищённых половых контактах возможность заразиться ВИЧ увеличивается, если есть воспаления, микротравмы кожи или слизистых гениталий, ануса. Приединственном половом акте заражение происходит редко, но при каждом последующем вероятность повышается. Во время любых видов сношений принимающий сексуальный партнёр больше рискует получить ВИЧ (от 1 до 50 на 10 000 эпизодов с незащищённым сексом), чем передающий (0,5 – 6,5). Поэтому к группе риска относят проституток с их клиентами и «barebackers» — геев, сознательно не использующих презервативы.
пути передачи ВИЧ
Ребёнок может заразиться ВИЧ внутриутробно от инфицированной матери, если есть дефекты плаценты и вирус проникает в кровь плода. В родах заражение происходит через травмированные родовые пути, позже – через грудное молоко. От 25 до 35% детей, рождённых инфицированными ВИЧ матерями, могут стать носителями вируса или заболеть СПИДом.
По медицинским причинам: переливания пациентам цельной крови и клеточной массы (тромбоциты, эритроциты), свежей или замороженной плазмы. Среди медперсонала случайные уколы заражённой иглой составляют 0,3-0,5% от всех случаев инфицирования ВИЧ, поэтому медики относятся к группе риска.
При внутривенных инъекциях «общественными» иглой или шприцем риски заражения ВИЧ более 95%, потому на данный момент большинство носителей вируса и неиссякаемый источник инфекции – наркоманы, составляющие основную группу риска по ВИЧ.
ВИЧ НЕЛЬЗЯ заразиться бытовым путём, как и через воду в бассейнах и банях, укусы насекомых, воздух.
Распространение ВИЧ
Особенности – вариабельный инкубационный период, неодинаковая скорость появления и сила выраженности симптомов, напрямую зависящие от состояния здоровья человека. Люди ослабленные (асоциалы, наркоманы, жители бедных стран) или с сопутствующимихроническими либо острыми ЗППП (сифилис, гепатит С, В и т. д.), болеют чаще и тяжелее, симптомы ВИЧ появляются быстрее, а продолжительность жизни составляет 10-11 лет от момента инфицирования.
<blockquote>
В благополучной социальной среде, у практически здоровых людей, инкубационный период может растянуться на 10-20 лет, симптоматика бывает стёртой и прогрессирует очень медленно. При адекватном лечении такие пациенты живут долго, а смерть наступает по естественным причинам – в силу возраста.
</blockquote>
ЗДОРОВЬЮ - ДА, НАРКОТИКАМ- НЕТ!
Мероприятия к Международному Дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом прошли в учреждении образования.
«Сигарет, не приносящих вреда, — НЕТ!»
Крошка-сын к отцу пришел
И спросила кроха,
Что такое хорошо,
И что такое плохо?
Это милое детское стихотворение мы помним с детства. Родители, читая нам его, говорили, что надо быть послушным, хорошим ребенком. Но не всегда так получается.
Мы можем кивать головой, и говорить, что согласны с родителя, но думать совершенно о другом. Не обязательно о курении или алкоголе, а о чем- то своем, кажущемся на данный момент более важным. Например, покупка джинсов, сумочки или встрече с новым парнем. Возможно, по прошествии некоторого времени мы и вспомним этот разговор, но он вряд ли покажется чем- то стоящим.
Все прекрасно знают о том, что курение – это порок, приносящий здоровью непоправимый вред, соблазненные модой, люди слепо предаются наслаждениям мнимым, теряя при этом подлинные.
Решивший закурить из любопытства, за компанию, чтобы выглядеть взрослым и забыть свои «неразрешимые» проблемы подвергает себя опасности незаметно для себя превратиться в зависимого от никотина курильщика и пополнить ряды курящих. Вредное воздействие никотина на молодой организм более быстро, чем у взрослых, привыкание и зависимость формируются также быстрее, особенно у девушек. Курильщик сначала и не замечает, как он отравляет свой организм. А ведь в табаке есть сильнейший яд — никотин. Он легко проникает в кровь, накапливается во внутренних органах и постепенно разрушает их. Положение усугубляется тем, что табак является наркотическим веществом, вызывающим привыкание и болезненное пристрастие, то есть – наркотическую зависимость. Только человек не сразу замечает это.
Есть надежный и приемлемый способ остаться независимым и сохранять свое здоровье – не начинать курить. Для этого следует научиться противостоять давлению со стороны предлагающих закурить, зачастую это предложение поступает к новичку в компании.
Ответ на предложение закурить должен быть четким и определенным, тогда он наиболее эффективен. В данном случае говорить можно, что угодно, лишь бы тебя оставили в покое.
Если ты все-таки дорожите своим здоровьем, то предлагаю тебе несколько вариантов отказа от сигареты:
· Мне нельзя, я недавно болел, курить мне вредно.
· От меня будет плохо пахнуть, моя собака учует, она не выносит запаха табака.
· Нет, я не могу себе позволить.
· Я предпочитаю чистый воздух.
· Не нахожу в этом никакого удовольствия.
· Ты же знаешь, я ни как все. Я без комплексов, и когда у меня что-то не получается, я не хватаюсь, как вы, за сигарету, лучше в спортзал на тренажеры.
Чтобы научится отказаться от сигареты, нужна определенная сила воли, сумев сделать это, ты одержишь победу над собой, останешься независимым от чужой воли и никотина, сохранишь свое здоровье и можешь рассчитывать на определенную карьеру и благосостояние.
Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать сигареты.
А вот если человек сумел в компании отказаться,
значит, у него действительно есть смелость и воля.
Памятка для школьников «Здоровое питание»
Пирамида здорового питания
К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность, непривычная для первоклассников, связана со значительными затратами энергии.
Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты — источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.
Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак — ведь они лично контролируют этот процесс и могут быть абсолютно уверены, что хотя бы раз в день ребенок поел как следует. Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника.
Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность школьников.
Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников,— это жиры. На их долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии.
В пищевом рационе школьника должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка — смесь трудноперевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения.
Белки — это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами.
Школьники 7—11 лет должны получать в сутки 70—80 г белка, или 2,5—3 г на 1 кг веса, а учащиеся 12—17 лет — 90—100 г, или 2 −2,5 г на 1 кг веса.
Дети и подростки — юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120 г в возрасте 10—13 лет. и до 132—140 г в возрасте 14—17 лет.
В детском питании учитываются качественные особенности белков. Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе детей школьного возраста составляет 65—60%, у взрослых—50%. Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока — 500 мл. Следует иметь в виду, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного.
Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин — рассматриваются как факторы роста. Лучшими их поставщиками являются мясо, рыба и яйца.
Пища – единственный источник, с которым ребенок получает необходимый пластический материал и энергию. Нормальная деятельность головного мозга и организма зависит в основном от качества употребляемой пищи. Родителям полезно знать о том, что «трудный» характер ребенка часто является результатом нерационального питания, что правильное питание улучшает умственные способности, развивает память у детей и таким образом облегчает для него процесс обучения.
Обеспечение рационального питания школьника – одно из ведущих условий их правильного гармоничного развития. Школьный период, охватывающий возраст от 7 до 17 лет, характеризуется интенсивными процессами роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы связаны с окончательным созреванием и формирование человека.
К особенностям этого возрастного периода относится также значительное умственное напряжение учащихся в связи с ростом потока информации, усложнения школьных программ, сочетания занятий с дополнительными нагрузками (факультативные занятия, кружки, домашнее задание).
Для обеспечения всех этих сложных жизненных процессов школьнику необходимо полноценное питание, которое покроет повышенные потребности его организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, энергии. Эти показатели значительно изменяются в зависимости от возраста, пола, вида деятельности, условий жизни. В школьном возрасте дети должны получать биологически полноценные продукты, богатые белками, минеральными солями и витаминами.
Особенно важно для растущего организма ребенка включение достаточного количества белка.
Белки животного происхождения должны составлять не менее 50-60% от общего количества белка в зависимости от нагрузки и условия жизни ребенка. При дефиците белка у детей нередко отмечаются нарушения функции коры головного мозга, снижается трудоспособность, легко возникает переутомление, ухудшается успеваемость.
В питании детей школьного возраста большое место должны занимать продукты, богатые белком: яйцо, мясо, рыба, орехи, овсяная, гречневая крупа. Ежедневно в школьном меню необходимы молочные и кисломолочные продукты (творог, йогурт, молоко), яйца, мясные и рыбные продукты. При подборе продуктов нельзя не считаться с тем, что дети нуждаются в легкоусвояемой пище, ведь переваривающая способность их пищеварительных соков слаба. Молочные продукты – основные источники минеральных веществ, витаминов, белков. Предпочтение следует отдать кисломолочным продуктам, благоприятно действующим на пищеварение. Особенно, если ребенок страдает дисбактериозом и у него отмечается непереносимость цельного молока. Молочная кислота и другие бактерицидные вещества, содержащиеся в кисломолочных продуктах, подавляют рост болезнетворных микробов. Например, применение в жаркое время напитка «Бифидок» приводит к снижению заболеваемости дисбактериозом.
Хлеб лучше употреблять ржаной или с отрубями, так как в нем содержится на 30% больше железа, вдвое больше калия и второе больше магния, чем в белом хлебе.
Овощи – необходимый источник витаминов и микроэлементов. В рационе до 50% должно быть сырых овощей и фруктов. При этом надо иметь в виду, что овощи и фрукты надо включать каждый раз и обязательно употреблять до еды, но не после. Употребление фруктов и овощей после еды способствует длительной задержке пищевых масс, усиливает процесс брожения, что впоследствии может привести к хроническим заболеваниям органов пищеварения.
Большое внимание требует обеспечение учащегося полноценным завтраком. Утром организм ребенка усиленно расходует энергию, поэтому завтрак должен содержать достаточное количество пищевых веществ и калорий для покрытия предстоящих энергозатрат. Он должен обязательно содержать горячее блюдо, творожное, яичное, мясное, крупяное. В состав обеда следует включать максимальное количество овощей, в том числе сырых. Ужин в основном состоит из молочных, крупяных, овощных, творожных и яичных блюд, перед сном не рекомендуется блюда из мяса или рыбы, так как богатая белком пища действует возбуждающе на нервную систему ребенка и медленно переваривается. Дети при этом спят беспокойно и плохо отдыхают за ночь.
Для нормального функционирования мозга необходимы фосфор, сера, медь, цинк, кальций, железо и магний. Фосфор и фосфорные соединения способствуют образованию клеток мозга, сера нужна для насыщения их кислородом. Витамин мозга – витамин Е, а также: витамины В1, В2, В6.
В связи с этим вам будет полезно знать, какие продукты питания содержат вышеперечисленные микроэлементы, витамины. Это: картофель, петрушка, мята, хрен, говядина, мозги, морковь, капуста, сельдерей, огурцы, вишня, смородина, сухофрукты, яичный желток, крыжовник, виноград, печень, кисломолочные продукты, грибы, масло оливковое, апельсины, горох, малина, клубника, соевые бобы, ботва репы, пророщенная пшеница, хлеб из муки грубого помола.
Принципы сбалансированного питания
если ограничить углеводы, в «топку» пойдут белки и жиры, при их распаде образуются вредные вещества, происходит отравление организма;
в пище мало белка — страдает иммунитет (бесконечные простуды!), кожа становится сухой и дряблой, волосы тусклыми, а ногти ломкими; худеем за счет потери белка мышц;
совсем без жиров нельзя — они необходимы для работы печени, всасывания многих витаминов, сжигания запасов жира; но жира должно быть в пище не более 25% от суточной калорийности; в жирном мясе, молоке, жареных продуктах и сдобном тесте содержатся вредные жиры, в морепродуктах и растительных маслах — полезные;
процесс приготовления пищи должен проходить так, чтобы сохранить в продуктах максимум питательных веществ, поэтому лучше готовить пищу на пару, варить или тушить; от жареной пищи лучше отказаться.
Рыба и морепродукты — это здоровая пища.
Белок рыбы хорошо усваивается, из него строятся наши клетки. В жирных сортах рыбы (лосось, сельдь, сардины) есть жирные кислоты Омега-3 и Омега-6, которые сжигают лишний жир. В любой рыбе много витаминов и микроэлементов.
Овощи — это продление жизни.
В овощах содержится клетчатка и пектиновые вещества, которые играют важную роль в нормализации процессов пищеварения. А от того, как работает наш пищеварительный тракт, зависит наше здоровье и долголетие. Содержание белков в овощах невелико, исключение составляют бобовые (горох, фасоль, соя), в которых содержится до 20% белка, приближающегося по своему аминокислотному составу к животному белку.
Овощи являются источником витаминов С, А, группы В. Овощи также содержат большое количество минеральных веществ, органических кислот, эфирных масел, фитонцидов, дубильных и других веществ. Большинство овощей содержат соли калия, микроэлементы (железо, медь, кобальт, цинк и др.), так необходимые организму для поддержания жизнедеятельности.
Все знают, что фрукты полезны.
В них содержатся углеводы, которые мы можем употреблять без вреда для здоровья, заменяя ими сладости. В косточковых плодах (абрикосы, персики, вишни) содержится много глюкозы и сахарозы, в семечковых (груши, яблоки) — фруктозы. Во всех фруктах много витаминов и минеральных веществ, ценность которых обусловлена их хорошей усвояемостью. В персиках, бананах и абрикосах содержится большое количество калия, который так необходим для работы нашего сердца. Источником железа в сочетании с аскорбиновой кислотой (железо в этом сочетании лучше усваивается) являются яблоки, груши, сливы. Пищевые волокна представлены во фруктах пектинами, которые нормализуют микрофлору кишечника, подавляя гнилостные процессы, выводят токсические вещества.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует
Рекомендации ВОЗ построены по принципу светофора.
Зелёный свет — еда без ограничений — это хлеб грубого помола, цельные крупы и не менее 400 г в сутки овощей и фруктов.
Желтый свет — мясо, рыба, молочные продукты — только обезжиренные и в меньшем количестве, чем «зеленые» продукты.
Красный свет — это продукты, которых нужно остерегаться: сахар, масло, кондитерские изделия. Чем реже вы употребляете такие продукты, тем лучше.
Полноценное и правильно организованное питание — необходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний.
Мы, родители, в ответственности за то, как организовано питание наших детей.
ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ:
Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.
Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр — не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2—3 раза обязательно.
Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день.
Учащиеся в первую смену в 7:30—8:30 должны получать завтрак (дома, перед уходом в школу), в 11:00—12:00 — горячий завтрак в школе, в 14:30—15:30 — после окончания занятий — обед в школе (обязательно для учащихся групп продленного дня) или дома, а в 19:00—19:30 — ужин (дома).
Учащиеся во вторую смену в 8:00—8:30 должны получать завтрак (дома), в 12:30—13:00 — обед (дома, перед уходом в школу), в 16:00—16:30 — горячее питание в школе (полдник), в 19:30- 20:00-ужин (дома).
Следует употреблять йодированную соль.
В межсезонье (осень — зима, зима — весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.
Для обогащения рациона питания школьника витамином «С» рекомендуем обеспечить ежедневный прием отвара шиповника.
Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.
Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела (эти сведения можно получить у медицинского работника школы), необходима консультация врача, так как в этом случае рацион питания ребенка должен быть скорректирован с учетом степени отклонения физического развития от нормы.
Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.
Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15 −20% из белков, на 20 −30% из жиров, на 50- 55% из углеводов, содержащихся в овощах, фруктах, злаках, орехах.
Пища плохо усваивается (нельзя принимать):
Когда нет чувства голода.
При сильной усталости.
При болезни.
При отрицательных эмоциях, беспокойстве и гневе, ревности.
Перед началом тяжёлой физической работы.
При перегреве и сильном ознобе.
Когда торопитесь.
Нельзя никакую пищу запивать.
Нельзя есть сладкое после еды, так как наступает блокировка пищеварения и начинается процесс брожения.
Рекомендации:
В питании всё должно быть в меру;
Пища должна быть разнообразной;
Еда должна быть тёплой;
Тщательно пережёвывать пищу;
Есть овощи и фрукты;
Есть 3—4 раза в день;
Не есть перед сном;
Не есть копчёного, жареного и острого;
Не есть всухомятку;
Меньше есть сладостей;
Не перекусывать чипсами, сухариками и т. п.
Здоровое питание – это
ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп, изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирных молочных продуктов, рыбы, постного мяса.
А также…
Умеренность.
Четырехразовый приём пищи.
Разнообразие.
Биологическая полноценность.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Как уберечь подростка от игромании, компьютерной и интернет зависимости.
· Проводите больше времени со своими детьми. Играйте с ним в настольные, подвижные игры. Демонстрируйте ребенку привлекательность и разнообразие реального мира.
· Будьте последовательны при предъявлении своих требований.
· Аргументируйте запреты.
· Выражайте эмоциональную поддержку подростку.
· Уважайте право выбора подростка, в том числе и право на ошибки.
· Не затрагивайте в разговоре личность своего ребенка.
Необходимо знать!
· Игромания - это не привычка и не безобидное времяпрепровождение.
· Игромания - это болезненная зависимость с неодолимой тягой к азартным играм.
· Самостоятельно справиться с этой бедой невозможно.
· Вырваться из иллюзорного мира игромании возможно только при помощи специалистов: психиатров-наркологов, психотерапевтов, психологов.
Как сохранить зрение у детей (памятка для родителей)
Профилактика нарушения зрения у детей важна в любом возрасте, ведь орган зрения развивается и взрослеет вместе с ребенком! Воспринимая световые раздражения от чрезмерных усилий и напряжения, глаза утомляются и снижают эффективность своей работы. Офтальмологи предупреждают, что регулярное перенапряжение может привести к спазму глазных мышц, в результате чего глаза перестают отзываться на смену фокусного расстояния. Среди причин нарушения зрения у детей – наличие хронических заболеваний, нерациональное питание, наследственная предрасположенность, высокая зрительная нагрузка, длительное статическое напряжение, проблемы с позвоночником, несоблюдение режима дня, сокращение длительности ночного сна, неправильная организация занятий в домашних условиях и в образовательных учреждениях. Основной причиной нарушения гигиены зрения у дошкольников является телевизор. Серьезную нагрузку на органы зрения детей дает чтение. Процесс заключается в движении взгляда по строке, при котором совершаются остановки для восприятия и осмысления текста. Не секрет, что в настоящее время наиболее актуальной проблемой работы с компъютером является его воздействие на зрение детей и подростков. Неприятные ощущения в области глаз, как ощущение усталости, дискомфорта в виде пелены перед глазами, неясных очертаний предметов наблюдаются в разное время у 40-92%, а ежедневно у 10-40% пользователей. Доказано, что утомление развивается через 30 мин непрерывной работы за компъютером у каждого третьего старшеклассника и у каждого второго ребенка 7-9 лет. У детей с пониженной остротой зрения коэффициент утомляемости возрастает почти в 4 раза.
Как предупредить нарушения зрения у детей?
Ограничивать зрительные нагрузки при пользовании компъютером: - не допускать детей до 2-х лет к компъютерным играм и просмотру телепередач, сократить длительность работы за компъютером детям после 10 лет до двух часов в день, обеспечив достаточную дистанцию до монитора компьютера – 40-60 см;
Ограничивать зрительные нагрузки при пользовании телевизором:
- сядьте на диван напротив телевизора: экран должен находиться на уровне глаз, не выше и не ниже;
- расположите источники света так, чтобы они не отбрасывали бликов на экран;
- не смотрите ТВ в полной темноте, держите включенной неяркую лампу с рассеянным светом, расположенную вне поля зрения взрослых и детей, смотрящих телевизор.
- исключите бесконтрольный просмотр детьми телепередач: обеспечить расстояние до телевизионного экрана не ближе 2-3 метров; ограничить время просмотра телепередач на уроках до 10 мин. – в 1 классе, до 20 мин. в 3-4 классах, до 25 мин. в 5-7 классах, до 25 мин. – в 8-11 классах.
Соблюдать гигиенический регламент проведения занятий:
- выполнения домашних заданий для учащихся в 1 классе - до 1 ч, во 2-м - до 1,5 ч, в 3-4 классах - до 2 ч, в 5-6 классах - до 2,5 ч, в 7 классе - до 3 ч, в 8-11 классах - до 4 ч.;
- продолжительность непрерывной учебной деятельности школьников (чтение, письмо не должна превышать 7-10 мин. для учащихся 1-4 классов, 10-15 мин. - для учащихся 5-11 классов.
- продолжительность непрерывной образовательной деятельности дошкольников не должна превышать: 10 мин. для детей от 1,5 до 3 лет; 15 мин. - от 3 до 4 лет; 20 мин.- - от 4 до 5 лет; 25 мин. - от 5 до 6 лет; 30 мин. - от 6 до 7 лет. Общая продолжительность занятий дома для детей младшего дошкольного возраста в течение дня не должна превышать 40 минут, при этом обязательны перерывы для отдыха каждые 10 мин., переключая внимание детей, чтобы ребенок смотрел вдаль; необходимо также чередовать спокойные игры с подвижными, уменьшая время игр со значительным зрительным напряжением.
Соблюдать гигиену чтения: запрещается читать в темноте, читать, держа книгу на близком расстоянии, смотреть в монитор в темной комнате без дополнительного освещения, читать или играть в компьютерные игры во время движения транспорта.
Выбирать печатные издания, предназначенные для детей соответствующего возраста, с четким шрифтом на белой бумаге.
Создать оптимальные условия освещенности на рабочем столе ребенка дома и в образовательном учреждении (левостороннее естественное освещение, достаточное искусственное освещение).
Обеспечить правильную посадку ребенка во время занятий: расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 30-45 см у учащихся 1-4 классов и не менее 30-45 см – у обучающихся 5-11 классов; строго запрещается читать лежа, сгорбившись и в движущемся транспорте, это вредно для зрения.
Вести активный образ жизни: физические нагрузки должны соответствовать возрасту детей; необходимо достаточное, не менее 3-4 часов, пребывание на свежем воздухе.
Питаться правильно: организация здорового питания предусматривает употребление продуктов с высоким содержанием витаминов А и С. Это творог, мясо, кефир, рыба, морковь, яблоки, курага, черника, смородина, лимоны.
Соблюдать режим дня с чередованием труда и отдыха.
Соблюдение рекомендаций и гигиенических правил позволит сохранить зрение детей и подростков на долгие годы!
Гимнастика для сохранения остроты зрения
Предложить ребенку:
- Навести фокус. Вытянуть большой палец левой руки перед собой на уровне глаз на расстояние примерно 40 см. На 5-10 сек. сфокусировать взгляд на своем пальце, затем, найдя вдалеке точку смотреть на нее также 5-10 сек., затем снова на палец и вновь на отдаленную точку. Повторить 7-10 раз.
- Снять напряжение. Поместить большой и средний пальцы одной руки по обеим сторонам носа ближе к глазам, а указательным нажать между бровями. Далее тремя пальцами делать круговые движения в течение 1 мин. Повторить 4 раза.
- Выполнить упражнение «сон». Выполняется после каждого упражнения. Ребенок закрывает глаза, потирает ладони друг об друга и кладет их на лицо. Сидит так, глубоко дыша, 1-2 мин.
Комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления
Упражнения выполняются сидя, в удобной позе: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен вперед. Продолжительность занятий 3-5 минут.
- Взгляд направить влево – прямо, вправо – прямо, вверх – прямо, вниз - прямо без задержки (от 3до 10 раз).
- Взгляд смещать по диагонали: влево – вниз - вправо, вправо – вверх - прямо, вправо - вниз – прямо, влево – вверх - прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении, дыхание произвольное, но надо следить, чтобы оно не задерживалось (3-10 раз).
- Совершать круговые движения глаз: влево и вправо, вначале быстрее, потом как можно медленнее (от 1 до 10 кругов).
- Смотреть на кончик носа, затем вдаль (от 5 до 7 раз).
- Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, а затем вдаль (от 5 до 10 раз).
- Смотреть прямо перед собой пристально и неподвижно, стараясь видеть более ясно, затем моргнуть от 5 до 7 раз.
- Массировать веки глаз, мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам. Или: глаза закрыть и подушечками ладони, очень нежно касаясь проводить по верхним векам от висков к переносице и обратно (10 раз в среднем темпе).
- Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на 1 мин). Представить погружение в полную темноту. Открыть глаза (от 5 до 7 раз).
28 декабря 2014 Президентом Республики Беларусь
подписан антинаркотический Декрет
Президент Республики Беларусь в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан Республики Беларусь, создания условий для безопасного развития детей и молодежи, пресечения распространения наркомании как угрозы для демографии и здоровья нации, обеспечения безопасности общества и государства, подписал Декрет №6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков», закрепивший ряд антинаркотических инициатив, озвученных на состоявшемся недавно совещании с участием Главы государства по вопросам повышения эффективности борьбы наркоугрозой.
Декрет предусматривает как совершенствование уже существующего национального законодательства, так и ряд нововведений, не имеющих аналогов в нормах международного антинаркотического права.
Согласно документу, Министерство внутренних дел наделяется функциями координатора деятельности всех государственных органов (организаций) в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.
Вводится понятие «базовая структура наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», которое автоматически ставит под запрет оборот практически всех новых психоактивных веществ, появляющихся на наркорынке страны, и в первую очередь «спайсов» и «курительных смесей».
До двадцати лет увеличивается срок лишения свободы за незаконные действия с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, а в случае их реализации, повлекшей смерть в результате употребления – до двадцати пяти лет. Одновременно до 14 лет снижен возраст привлечения к уголовной ответственности за совершение указанных деяний.
Также Декретом предусмотрена уголовная ответственность за перемещение психоактивных веществ через Государственную границу Республики Беларусь в рамках Таможенного союза, что позволит эффективно бороться с их контрабандой с территорий стран-участников ТС.
К уголовной ответственности будут привлекаться лица, предоставившие свои жилые помещения для изготовления наркотиков и психотропов.
Существенным новшеством является введение административной ответственности:
за появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача психоактивных веществ, – штраф от 5 до 10 базовых величин;
за употребление психоактивных веществ в общественном месте – штраф от 10 до 15 базовых величин;
за повторное в течение года совершение вышеназванных правонарушений – штраф, или арест на срок до 3-х месяцев, или ограничение свободы на срок до двух лет.
С 1 января 2015 года на владельцев интернет-ресурсов возлагается обязанность анализировать содержание принадлежащих им информационных ресурсов (их составных частей – форумов, блогов и т.д.) и не допускать их использования для распространения сообщений и (или) материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков.
В банковской сфере вводится обязательная идентификация физических владельцев открываемых электронных кошельков. Лица, которым на дату вступления в силу Декрета уже открыты указанные кошельки, обязаны до 1 марта 2015 г. представить в банк либо иную организацию, открывшую электронный кошелек, документы, необходимые для проведения идентификации.
Приведение законов (кодексов) в соответствие с нормами Декрета предусмотрено в кратчайшее время. А в трехмесячный срок поручено разработать и утвердить комплексный план основанных на требованиях Декрета мероприятий, предусматривающий принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией.