Рекомендации для учащихся и их родителей по выбору профессии
Десять ключей успешного воспитания
Формирование адекватной самооценки у детей
Памятка для родителей первоклассника
<font color="#0000cd" face="times new roman, times, serif">Делать или не делать?</font>
Рекомендации для родителей и педагогов
Как сказать ребенку о расставании родителей?
Реалии современного общества таковы, что развод- явление частое. Причины разводов разные, и происходит он у всех тоже по разному. Но у большинства родителей возникает затруднение при подготовке объяснения причин развода детям. Говорить или нет? Что сказать и как объяснить.Попробуем очень кратко изложить основные моменты этого процесса.
1.Сказать ребенку о разводе надо обязательно, т.к. дети чувствуют ложь, она вызывает у них безотчетную тревогу, а это дополнительный стрессовый фактор. Объяснять надо как можно проще, но с позиции чувств, которые вы испытываете. Расскажите ему, как вы дорожите ребенком, историей его появления, но, к сожалению, сейчас от совместной жизни с супругой (супругом) вы получаете только отрицательные эмоции и чувства, а это не правильно, и тяжело. Надо, чтобы все были счастливы, и ребенок просто не может быть счастливым при несчастных родителях.
Самое лучшее в этой ситуации для детей — это спокойный развод, без скандалов, наглядного дележа имущества и детей, без надрыва и чрезмерных эмоций. В этом случае детям будет легче принять факт развода, т.к. действительность не будет отягощаться вышеперечисленными тяжелыми для детей обстоятельствами. И родителям важно помнить, что они вписывают детям сценарий поведения и эмоциональных реакций.
2.Не бойтесь бурных реакций детей. Во всяком случае, это лучше, чем тихий уход в себя. При деликатном обращении с ребенком в этот момент и демонстрации этичного отношения друг к другу бывших супругов, ребенок быстро успокоится и привыкнет к новой ситуации. Важно самим родителям грамотно выйти из этого стресса. Особенно это касается мам, поскольку они более эмоциональны и им тяжелее приходится в бытовом плане в случае развода. И тем более, не следует погружаться в стресс и бесконечно прокручивать обиды, сожаления, жаление себя. Ребенку нужн счастливый и уравновешенный родитель, только такой может дать ребенку чувство уверенности, психологической устойчивости, спокойствия и радости бытия.
3.Важно продумать дальнейший порядок жизни раздельно, возможность встреч и общения, отдыха, контроля за детьми и все это спокойно объяснить ребенку. Ребенок должен представлять, как он теперь будет жить дальше, ему будет намного спокойнее, если в этих вопросах будет определенность.
4.Если ребенок пытается манипулировать родителями, провоцируя воссоединение, шантажирует и пр., самое лучшее будет спокойно реагировать на его провокации, но при этом оставаться к ребенку доброжелательными и различными способами -лучше невербальными (объятия, мягкая интонация, улыбка) показывать ребенку свою любовь к нему.
5.Важно помнить, что дети не получают травму, если родители счастливы и любят их.
Можно объяснить ситуацию расставания людей на примере такой вот сказки. Причем вы можете придумать свой вариант, добавить собственные детали, используя ее как шаблон.
Сказка для детей, родители которых расстаются.
«Расставание». Анна Смирнова
В семействе медведей случилась беда. Совсем неожиданно для маленького Мишутки мама ушла жить в другую берлогу. На прощание она сказала только: «Не переживай, сынок, мы с тобой будем видеться, только реже». Мишутку эти слова больше огорчили, чем успокоили. Он никак не мог понять, почему мама решила уйти и почему они должны редко видеться, почему она не сможет играть с ней перед ужином в мячик, купаться в пруду, как прежде, и не слышать по утрам привычное: «Вставай, соня, день уже начался».
«Какие странные эти взрослые, -размышлял Мишутка, -вечно им что-то нужно менять. Ведь все было так хорошо».
Узнав однажды ночью, как папа тихонько грустит, Мишутка вышел из берлоги и постучался к филину.
-Послушай филин, ты у нас в лесу самый мудрый. Объясни, почему мама от нас ушла? Может мы её чем-то обидели или она нас просто разлюбила?
Филин задумался.
-Знаешь, Мишутка, в жизни много сложных вопросов. На них нелегко ответить.
-Даже тебе?
-Даже мне.
-Я узнал сегодня, как папа грустит и совсем растерялся. Вдруг мама ушла из-за меня? Она, наверное , перестала меня любить и если я уйду из дома, вернется к папе, тогда он больше не будет печалится.
-Я думаю, что твой папа огорчится еще сильнее, а мама тебя любит. Она сама говорила мне об этом. Ей плохо так же, как и тебе, только она никому этого не показывает.
-Но если ей плохо, почему она не вернется?
-Потому, что жизни взрослых часто происходит то, что детям тяжело понять. Пройдет много лет прежде, чем ты узнаешь о многих сложностях жизни.
-Но я хочу знать сейчас. Почему люди расстаются? Я слышал, что у мамаы новая семья. Получается, она нас бросила и скоро совсем забудет?
-Нет, не забудет, вы же часть её жизни.
-Я не хочу быть частью, пусть все станет как раньше.
-Понимаешь, Мишутка, у каждой семьи своя жизнь. Она может быть очень долгой. Дети вырастают и мамы с папами превращаются в бабушек и дедушек, нянчат внуков. В других семьях папы и мамы расстаются раньше появления внуков.
-Это как у лисенка? От них ушла мама.
-И как у лисенка, и как у зайчика. Он приходил ко мне прошлым летом и пожаловался, что папа обижает маму, и стоит ему заступиться, как и ему тоже достается.
-Я знаю, зайчик говорил, что боится папу, и с мамой ему спокойнее.
-Вот видишь, какие разные бывают отношения. Наверное твои родителя почувствовали, что их жизнь вместе закончилась раньше, чем они хотели. И чтобы не обижать друг друга, как в семье зайчика, расстались.
Есть такие цветы, которые не могут вместе уживаться на одной клумбе, хотя и нравятся друг другу. Если они растут рядом, то быстро начинают увядать, постоянно споря и ссорясь. Когда же их пересадят на разные клумбы, они снова расцветают.
Так же бывает и у взрослых. Сначала они любят друг друга, а потом что-то происходит, и жить вместе становится трудно.
-Я понимаю, но от этого не легче.
-Так и должно быть. Расставаться с тем, кого любишь, всегда тяжело, но такое тяжело случается. Главное, суметь это пережить.
-Трудно быть ребенком, вздохнул Мишутка.
-Взрослым быть тоже не легко. Ты поймешь это, когда вырастешь. так что не обижайся на маму и успокой папу. Она за тебя очень переживает. Ей сейчас тоже трудно. Помоги ей.
Буллинг в подростковой среде
Буллинг в подростковой среде - выявление, устранение, профилактика
Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию и оказавшиеся в условиях реабилитационного процесса, сталкиваются в подростковой среде с таким явлением как «буллинг». Задача педагогов и педагогов-психологов реабилитационного центра выявить причины буллинга, максимально помочь (без рецидивов) устранить сложившуюся ситуацию.
Буллинг - от англ. bullying – запугивание. Это физический и/или психологический террор, агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц, в отношении ребенка – жертвы. От других форм агрессивного поведения буллинг отличается тем, что осуществляется более сильной группой или отдельными одноклассниками, против одноклассника, который заведомо слабее психически или физически, имеет разнообразные формы проявления, происходит систематически в течение длительного времени и осуществляется осознанно. Жертва остро переживает действие буллинга, но по разным причинам не может ответить на агрессию.
Буллинг – это социальное явление, свойственное преимущественно детскому коллективу. Буллинг – сложная ситуация для самого ребёнка и часто встречающаяся именно в подростковой среде и столь участившаяся в последние годы.
Виды буллинга:
физическая агрессия: включает в себя толкание, пихание, пинки и удары – может также приобретать форму жестокого физического насилия по отношению к подростку.
словесный буллинг: в этом случае оружием служит слово, голос и интонация. Может существовать в форме обидного имени, с которым постоянно обращаются к воспитаннику тем самым, раня, оскорбляя и унижая его. Этот вид Буллинга зачастую направлен на те жертвы, которые имеют заметные отличия в физической внешности, акценте или особенностях голоса и высокую или низкую успеваемость. Обзывания могут также принимать форму намеков и недомолвок по различным причинам.
Запугивание: основывается на использовании очень агрессивного языка тела и интонации голоса, чтобы заставить жертву совершать то, что он/она не желает делать. Мимика или "взгляд" агрессора может выражать угрозу и/или неприязнь. Угрозы также используются для того, чтобы подорвать уверенность жертвы.
Изоляция: инициатором использования этого метода, как правило, является лидер группы. Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью подросткового коллектива или всем классом. Это может сопровождаться распространением записок, нашёптыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах.
Вымогательство: в этом случае от жертвы требуют деньги под влиянием угрозы. Могут вымогаться также завтраки или обеды. Жертву также могут принуждать воровать имущество для хулигана. Такая тактика используется исключительно для возложения вины на жертву.
Повреждение имущества: подростки могут сосредоточить внимание на имуществе жертвы. В результате могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи воспитанника.
Ещё более сложная жизненная ситуация-это когда травля из реальной жизни переходит в социальные сети, так как общение подростков активизировалось в соц. сетях -это дало новый толчок к развитию Буллинга в подростковой среде и получило название «Кибербуллинг».
Буллинг сопровождается развитием кризисных состояний у подростков. Он не проходит бесследно ни для одного из его участников и буквально ломает личность ребёнка. У зачинщиков и преследователей формируются асоциальные черты, они склонны к зависимостям, подвержены чрезмерной тревожности и депрессиям. У подростков-жертв буллинга падает самооценка, формируются комплексы неполноценности, наблюдаются различные формы социальной дезадаптации, закрепляется роль «жертвы», «неудачника», которая часто экстраполируется и на другие сферы отношений. Жертвы частого или постоянного буллинга в подростковом возрасте, становясь взрослыми, существенно чаще жалуются на здоровье, страдают от депрессии, нервных расстройств и склонны к суициду. Они менее успешны в профессиональной деятельности, имеют низкий доход, чаще остаются без работы, ведут одинокий образ жизни, не имея семьи и друзей.
У подростков присутствие длительного буллинга, вызывает нарушение идентичности. Длительный стресс поражает чувство безнадежности и безысходности, что в свою очередь является благодатной почвой, фактором риска для возникновения мыслей о суициде.
Буллинг имеет негативные последствия как непосредственные, так и отсроченные для всех замешанных в нём детей! Если проявления буллинга вовремя не пресекаются, то со временем они становятся все более опасными.
Диагностика буллинга
Индикаторами буллинга могут быть следующие психосоматические нарушения:
- проблемы с концентрацией внимания,
- подавленность, угнетенное состояние,
- раздражительность,
- чувство неуверенности,
- повышенная чувствительность,
- кошмары,
- боли в желудке,
- усталость,
- отсутствие аппетита,
- бедность социальных контактов,
- симптомы страха, например, давление в области груди,
- приступы потливости,
- боли в спине, в затылке, в мышцах,
- нарушение сна.
Типичные черты подростков, склонных становиться агрессорами:
• они испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других детей, добиваясь таким путем своих целей.
• они импульсивны и легко приходят в ярость.
• они часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к одноклассникам и даже ко взрослым, включая родителей и учителей.
• Они не испытывают сочувствия к своим жертвам.
Типичные жертвы буллинга также имеют свои характерные черты:
• они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы.
• они часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение.
• они склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве.
• они часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками.
• если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников.
• ну и конечно дети из семей группы риска, т.е. имеющие постоянное ощущение собственного бессилия.
Поведение жертвы обычно определяется по следующим показателям:
- его личные вещи часто бывают разбросаны, или спрятаны;
- ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;
- держится в стороне от других детей, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от взрослых;
- его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;
- хорошо ладит с педагогами и плохо со сверстниками;
- во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.
Любой подросток при стечении определенных обстоятельств может быть вовлечен в насилие. Жертвой, обидчиком или свидетелем насилия потенциально может стать каждый учащийся. Переживание буллинга в детском и подростковом возрасте чрезвычайно травматичное и кроме актуальных последствий оказывает значительное влияние на дальнейшую жизнь человека. Прежде всего, влияет на формирование самооценки ребенка, его коммуникативные возможности, мотивацию к развитию и достижениям.
Сбор проводится по следующим направлениям:
- от самого пострадавшего;
- от возможных участников издевательств над жертвой;
- от свидетелей.
Однако это возможно далеко не всегда и к тому же требует особой подготовки. «Вышибать» ответы ребенка или подростка на тему насилия категорически нельзя.
Алгоритм сбора информации по факту буллинга
Что делать?
- не игнорировать (не преуменьшать значение сложной ситуации, так как всё происходящее имеет последствия);
- занять позицию (если вам стало известно о случае Буллинг, нужно занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свою позицию в отношении происходящего, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации).
Коррекционная работа с воспитанниками, имеющими признаки зачинщиков и жертв, или ставшими ими. Разговор с воспитанниками (обсудить с подростками случай буллинг. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинг или выработать новые. При этом активно используется потенциал тех подростков, которые ведут себя позитивно). Для того, чтобы понять, как исправить статус изгоя, следует понять причину, по которой началось преследование. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка (подростка) с соответствующими стрессовыми воздействиями. Укрепление защитных сил личности и организма в противостоянии травле.
Проинформировать педагогический коллектив (педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль. В особо трудных случаях необходимо обратиться за помощью извне, например, в комиссию по делам несовершеннолетних, ресурсно-консультативный центр и т.д.) Предпринять меры психолого-педагогической и социальной поддержки, направленные на личностное развитие ребенка. Профилактическая и развивающая деятельность по формированию навыков бесконфликтного взаимодействия.
Провести работу с родителями подростка (если такая возможность имеется): обозначить для всех членов семьи рамки и ограничения неприемлемого поведения, родительская любовь для ребенка вещь не очевидная, если родители никак не проявляют своих теплых чувств, то ребенок может решить, что его не любят и это сформирует у него чувство беспомощности и незащищенности, а, следовательно, и неуверенности в себе. Проведение бесед и просветительской работы по темам: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы эффективного взаимодействия с ребенком», «Стили семейного воспитания», «Профилактика жестокого обращения с ребенком», «Как научить ребенка быть сильным», «Профилактика суицидального поведения у детей». Тренинги для родителей «Эффективный родитель».
Выстроить план работы по урегулированию сложной ситуации и активно применять индивидуальные и групповые занятия и беседы, наблюдения, тренинги и т.д. Диагностика на определение уровня агрессивности Басса-Дарки, определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел). Формы проводимых коррекционных мероприятий включают в себя беседы «Ответственность», «Умение решать конфликты», тренинги «Саморегуляция», «Способы выхода из конфликтных ситуаций», «Психологические защиты», «Из конфликта – с позитивом», «Способы эффективного общения», «Толерантности», «Способы эффективного общения», «Позитивное мышление». Подготовка информационных стендов «Ответственность», адреса, телефоны доверия. Сеансы цветотерапии, направление на снижение стрессового состояния, психологическую разгрузку.
В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости подростков. Необходимо решать проблема воспитания детей и подростков в социокультурных условиях, решать воспитательные задачи: воспитание у подростков принципов гуманизма, духовности, культурных ценностей, гражданской ответственности, совершенствование навыков межличностного общения детей, дружбы, взаимопомощи, доброжелательности, справедливости.
В основу программы противодействия буллингу должны быть заложены следующие принципы:
- ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, семья, культура, знания, отечество, мир и т.д.)
- субъективность (содействие педагога развитию способности ребёнка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни).
Давайте будем прислушиваться к зову сердца и быть внимательней к нашим учащимся. Давайте будем объяснять им как можно чаще, что надо защищать беззащитных. И самое главное: давайте сделаем все возможное и невозможное для того, чтобы наши дети выросли добрыми и хорошими.
Рекомендации для учащихся и их родителей по выбору профессии
Уважаемые папы и мамы!
1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
Десять ключей успешного воспитания
1. Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная жизнь всех нас научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает ребенок, мы слушаем рассеянно, думая о своем. Между тем научно доказано, что дети «скупых» и неумелых в общении родителей плохо себя ведут и чувствуют себя потерянными. Поэтому даже отрицательное внимание (неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и безразличие.
2. Поменьше говорите, побольше делайте. Статистика утверждает: мы даем своим детям до 2000 (!) советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими». Если ребенок, несмотря на ваши просьбы, с завидным безразличием бросает в стирку носки, вывернутые наизнанку, однажды выстирайте их такими, какие они есть. Пусть сам убедится, что в таком виде их невозможно отстирать и высушить. Дела убедительнее и громче слов.
3. Дайте детям почувствовать, что они сильны, легальными способами; иначе они сами найдут нелегальные. А для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда. Двухлетнему ребенку по силам вымыть пластиковую посуду, фрукты и убрать столовые приборы в ящик. Конечно, у вас это выйдет быстрее и лучше, но разве в этом дело? Если вы будете обходиться без помощи детей, вы лишите их возможности чувствовать себя нужными и сильными.
4. Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки. Спрашивайте себя так:
– Что случилось бы, если б я не вмешался?
Если мы вмешиваемся, когда в этом нет необходимости, мы лишаем детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием. Если ваш ребенок забывает взять с собой завтрак – не кладите его изо дня в день в портфель. Дайте ему забыть его, проголодаться и запомнить, что по утрам нужно класть завтрак в портфель самому.
5. Все ваши правила и требования должны быть логически обоснованы и понятны ребенку. А для этого в следующий раз, когда он забудет сдать фильм в видеотеку, не спешите отчитывать – он обидится, и урок не пойдет впрок. Не бегите сами, не отдавайте его долги. Пусть он сам решает эту проблему и думает, где взять денег в долг. Последствие для ребенка должно быть логически связано с его собственным поведением. И только тогда, когда он вернет весь свой долг, ребенок увидит логику в вашей дисциплине.
6. Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет вас истерикой, обидой, злостью или говорит с вами непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его ждете в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обиделись или разозлились – вы проиграли.
7. Не мешайте в одну кучу вину и виноватого. Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен всегда быть уверен, что его любят независимо от того, что он сделал. Если сомневаетесь в правильности своих требований, спросите себя честно: «Будет ли ребенок от этого увереннее в своих силах?»
8. Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно.Предположим, вы сказали дочери, что нужно одеться за пять минут, иначе посадите ее в машину в ночной рубашке. По истечении указанного срока имеете полное право спокойно и бережно отнести ее в машину. И смею вас уверить: в следующий раз у вас не будет проблем по утрам с одеванием. Только в этот момент вы должны быть добрыми и справедливыми.
9. Нужно всегда помнить о вечности и о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года, когда наши дети будут воспитывать наших внуков. Исходя из этих соображений, иногда приходится отказываться от простых и быстрых решений проблемы, предпочтение отдав сложным и трудоемким, если это в будущем принесет большую пользу нашим детям и внукам. Если мы можем ударить ребенка, то, пытаясь решить сиюминутную проблему, мы заодно учим его агрессивным действиям в ситуациях, когда чего-то хочешь добиться от другого человека или ребенка.
10. Будьте последовательны. Если вы договорились, что не будете покупать в магазине конфеты, держите свое слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы, как бы ни было жаль ребенка и как бы ни хотелось пойти на попятную. Ребенок будет больше уважать вас, если увидит, что вы умеете держать обещания.
ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ
- Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
- Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;
- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
- Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины;
- Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;
- Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;
- Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;
- Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
- Если ребенок в безопасности, он учится верить в людей;
- Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
- Если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.
Формирование адекватной самооценки у детей
■ Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем , что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
■ Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
■Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.
Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
■ Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
■ Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой(тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
■ Полезно знать, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может изменяться. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, отношение к его успехам и неудачам - все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКА
1. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель - ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей.
2. Старайтесь посещать все занятия и собрания для родителей.
3. Каждый день интересуйтесь учебными успехами ребенка. Спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?», а не «Какую сегодня получил оценку?» Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей сына или дочь.
4. Если вы дали ребенку задание, то постарайтесь проконтролировать его выполнение и оказывайте, если можете, разумную помощь. Не изматывайте детей, не читайте им морали. Главное - возбудить интерес к учению.
5. Читая с ребенком, нацеливайте его не на бездумный пересказ текстов, а на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему? Докажи. А можно ли по-другому?»
6. Старайтесь, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, в школе.
7. Старайтесь выслушивать рассказы ребенка о себе, товарищах, школе до конца. Поделиться своими переживаниями - естественная потребность развития детей.
8. По возможности оказывайте посильную помощь учителю.
ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?
Советы родителям
Делайте!
- Радуйтесь вашему ребенку.
- Внимательно слушайте вашего ребенка, когда он разговаривает с вами.
- Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
- Будьте терпеливы.
- Говорите медленно.
- Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
- Чаще хвалите вашего ребенка.
- Поощряйте игры с другими детьми.
- Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку.
- В семьях, где родители и дети дружат, чем-то занимаются вместе, проблемы поколений возникают гораздо реже.
Не делайте!
- Не перебивайте ребенка.
- Не принуждайте делать то, к чему он не готов.
- Не говорите, например: «Нет, она не красная». Лучше скажите: «Она синяя».
- Не критикуйте вашего ребенка в присутствии других людей.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
- Не стоит чрезмерно беспокоиться по поводу каждой перемены в ребенке, небольшого продвижения вперед или назад.
- Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов и впечатлений.
- Обращайтесь с ребенком так, как подсказывает родительское сердце!
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Помните, что отношение детей к проблеме наркотиков в немалой степени зависит от ваших с ними взаимоотношений. Доброжелательность и поддержка семьи помогают воспитать в детях чувство собственного достоинства, уверенности в себе и способность отстоять свое мнение. Лучшим иммунитетом к наркотикам является оптимистическая, активная, целеустремленная жизненная позиция.
О чем бы вы ни говорили с детьми, постарайтесь ненавязчиво дать им хотя бы один совет из области соблюдения правил личной безопасности.
Будьте настоящим другом своему ребенку. Если у него уже возникли проблемы с наркотиками, помогите ему принять решение, убедите обратиться за помощью.
- БОЛЬШЕ ГОВОРИТЕ С ДЕТЬМИ
- СЛУШАЙТЕ ИХ
- БУДЬТЕ ТВЕРДЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ
- ПОСТАВЬТЕ СЕБЯ НА ИХ МЕСТО
- РАССКАЖИТЕ ИМ О СЕБЕ
- ФОРМИРУЙТЕ У ДЕТЕЙ ЯСНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ
- РАССКАЗЫВАЙТЕ ИМ О ВРЕДЕ НАРКОТИКОВ
- ПОМОГАЙТЕ ИМ СТАВИТЬ ПЕРЕД СОБОЙ КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ
- БУДЬТЕ ПРИМЕРОМ
- ДЕЛАЙТЕ ЧТО-НИБУДЬ ВМЕСТЕ
- БУДЬТЕ С НИМИ
Рекомендации для родителей и педагогов
- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет значимых для него людей
- Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше
- Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить
- Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть
- Чаще используйте ласковый телесный контакт
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку
- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, он так, чтобы он знал, за что
- Будьте последовательны в воспитании. Не предъявляйте завышенных требований
- Старайтесь делать меньше замечаний
- Используйте наказание лишь в крайних случаях, ребенка не унижайте, наказывая.
9