Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Являетесь ли вы сторонником здорового образа жизни?
Всего 44 человека
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 72 человека

Экзамены

Дата: 16 апреля 2016 в 08:57, Обновлено 10 мая в 16:40

Готовимся к экзамену по иностранному языку

ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ - ВНИМАНИЕ: ЭКЗАМЕН!

Даты проведения выпускных экзаменов в письменной форме по завершении обучения и воспитания на ІІ ступени общего среднего образования:
в учреждениях образования, реализующих образовательную программу базового образования, специальных общеобразовательных школах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушениеми функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, нарушениями психического развития (трудностями в обучении):

Дата проведения Учебный предмет Форма проведения
2 июня,  5 июня, 7 июня Белорусский язык Диктант
2 июня, 5 июня, 7 июня Русский язык Диктант
2 июня, 5 июня, 7 июня Математика (базовый и повышенный уровень) Контрольная работа

Даты проведения выпускных экзаменов в письменной форме по завершении обучения и воспитания на ІІІ ступени общего среднего образования:
в учреждениях образования, реализующих образовательную программу среднего образования, специальных общеобразовательных школах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушениеми функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, нарушениями психического развития (трудностями в обучении):

Дата проведения Учебный предмет Форма проведения
1 июня, 4 июня, 6 июня Белорусский язык  Изложение (базовый и повышенный уровень)
1 июня, 4 июня, 6 июня Русский язык Изложение (базовый и повышенный уровень)
1 июня, 4 июня, 6 июня Математика (базовый и повышенный уровень) Контрольная работа (базовый и повышенный уровень)

Содержание 

обязательного выпускного экзамена

 по учебному предмету

«Иностранный язык»

Экзамен  включает три этапа.

Первый этап: собеседование по прочитанному тексту. 

На данном  этапе  экзамена проверяются  умения чтения,  понимания прочитанного,  комментария и высказывания суждения по полученной информации, а также  умения понимания речи на слух в беседе с членами экзаменационной комиссии.

Содержание заданий:

1)      Краткое определение основного содержания текста. 

Например: О чем говорится в тексте? Какова основная идея текста?

2)      Извлечение из текста запрашиваемой информации.

Например: Найди в тексте ответ на вопрос «…..»  и прочти его. 

3)      Извлечение  из текста отдельных фактов и значимых деталей.  Например: Что…? Где…? Когда…? Как…? Куда…?

4)      Извлечение из текста фактов, описание которых требует от учащегося развернутого  аргументированного высказывания.   Например: Зачем? Почему? Отчего? Как ты думаешь….

Собеседование с учащимся по прочитанному  тексту

1. Предлагаемый  текст для чтения должен быть  аутентичным (научно-популярный, публицистический, художественный)  и отвечать следующим требованиям:

2. Объем текста  должен составлять  до 2200 печатных знаков с пробелами. Тексты для чтения могут включать до 4 % незнакомых слов, о значении которых можно догадаться из контекста. 

3.  Время на подготовку к ответу – до 20 минут.

Во время ответа  учащийся  имеет право пользоваться текстом. Задания (четыре) для подготовки к собеседованию предлагаются учащемуся  вместе с текстом. 

4.  Пользование словарем не предусмотрено.

Второй  этап: собеседование по прослушанному тексту.

 На данном этапе  экзамена проверяются умения восприятия и понимания устной речи в звукозаписи, извлечения из прослушанного текста запрашиваемой информации и её комментария.

Содержание собеседования направлено на определение степени понимания прослушанного текста: адекватное понимание текста в целом, определение его главной идеи и  вычленение деталей.

Например:  Кто…? Что…? Где…? Когда…? Как…? Куда…? Почему…?  В связи с чем…? 

 Собеседование с учащимся  по  прослушанному  тексту

1. Для прослушивания  используются  следующие типы аудиотекстов:

  • рассказ;
  • фрагмент радиопередачи;
  • прогноз погоды, программа новостей, спортивная сводка;
  • объявление по радио, телевидению, в аэропорту, на вокзале, в общественном транспорте;
  • диалог;
  • интервью, репортаж, информационная реклама;
  • инструкция-объяснение.

2. Длительность звучания текста  составляет  до 1,5 минут.

3. Задания для подготовки к собеседованию, имена собственные, сложные для восприятия слова предлагаются учащемуся перед первым прослушиванием текста в печатной  форме.

4. Во время второго прослушивания разрешается делать пометки.

5. Время на подготовку к ответу составляет до 10 минут.

Третий  этап: беседа по ситуации общения, предлагаемой членами экзаменационной комиссии.

Задача данного этапа экзамена заключается в проверке умений монологической и диалогической речи.

Содержание выполняемых учащимся заданий направлено на стимулирование его к спонтанной речи. Оно включает в себя вопросы, реакция на которые требует от учащегося использования отдельных реплик и развернутых высказываний относительно услышанного.

Содержание заданий для беседы по ситуации:

1. Задание, выполняя которое учащийся имеет возможность опереться  на изученный в процессе обучения материал. 

Например:  Давай поговорим о здоровом образе жизни.  Ты следишь за своим здоровьем? Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?

2. Задание уточняющего характера, содержание которого касается личного опыта учащегося и предполагает утвердительную или отрицательную реплику, которую нужно прокомментировать.

Например: Согласен ли ты с мнением о том,  что курение действительно опасно для здоровья человека?  Почему?

3.      Задание, побуждающее учащегося инициировать беседу, проявить заинтересованность в чем-то, задать встречные вопросы.

  Например: Представь, что ты беседуешь с зарубежным сверстником о   здоровом образе жизни. Что  бы ты у него спросил прежде всего ?

4.      Задание, побуждающее учащегося дать совет,  аргументированную рекомендацию. 

Например:  В школе есть ребята, которые курят. Посоветуй, что нужно  сделать,  чтобы   они   поняли,   что   это   вредно.

5. Задание, требующее от учащегося выражения своей точки зрения, рассуждения о фактах, событиях, приведения примеров и аргументов. Например: Тебе приходилось  пропагандировать здоровый образ жизни среди молодых людей? Если да, расскажи, как ты это делал. Если нет, как ты это сделаешь?

Беседа  с учащимся по предложенной ситуации общения.

1. Тематика предлагаемых для беседы ситуаций определяется в соответствии с предметно-тематическим  содержанием, указанном в образовательном стандарте  и   учебной программе.

2. Учащегося   не знакомят с содержанием беседы предварительно. Задания (пять) предъявляются ему  непосредственно во время беседы.

Образец экзаменационного билета

Билет №…

    1. Собеседование с экзаменатором. (Далее указывается номер карточки с заданиями для подготовки к собеседованию и название текста для чтения.)

    2. Собеседование с экзаменатором. (Далее указывается номер карточки с заданиями для подготовки к собеседованию и название текста для прослушивания.)

    3. Беседа с экзаменатором. (Обозначается общая тема беседы.)

Особенности оценивания предмета

Каждый этап экзамена оценивается отдельно с учетом уровня  сформированности  коммуникативной компетенции учащегося*.

Итоговая экзаменационная отметка выставляется  как среднее арифметическое  отметок, полученных на  каждом этапе экзамена.

В соответствии с Правилами, если учащийся не ответил по билету, экзаменационная комиссия по его просьбе может разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол выпускного экзамена вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.

Отметки, полученные учащимися на экзамене, объявляются учащимся после его окончания.

Требования к оценке ответа

10

Экзаменационное задание выполнено полностью. Ответ характеризуется связностью, логичностью, достаточным объёмом, развёрнутостью. Речь беглая. Возможны отдельные несущественные лексические и грамматические ошибки, не препятствующие решению коммуникативной задачи

9

Экзаменационное задание выполнено полностью. Ответ характеризуется связностью, логичностью, достаточным объёмом, развёрнутостью. Речь беглая. Допущены несущественные лексические и грамматические ошибки, не препятствующие решению коммуникативной задачи. Иные единичные ошибки исправлялись по ходу ответа самим экзаменуемым

8

Экзаменационное задание выполнено. Ответ в целом характеризуется связностью, логичностью, достаточным объёмом. Речь беглая. Высказывания носят преимущественно развёрнутый характер. Допущены некоторые лексические и грамматические ошибки, не повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи. Отдельные ошибки исправлялись по ходу ответа самим экзаменуемым.

7

Экзаменационное задание выполнено. Ответ в целом характеризуется связностью, логичностью и объёмом, близким к достаточному. Речь недостаточно беглая, высказывания не всегда развёрнутые. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям. Допущены лексические и грамматические ошибки, существенно не повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи.

6

Экзаменационное задание в основном выполнено. Ответ характеризуется достаточной связностью и логичностью, но небольшим объёмом высказываний. Речь недостаточно беглая, а высказывания не всегда развёрнутые. В речи встречаются неоправданные паузы, в том числе вызванные затруднениями в подборе языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям. Допущены лексические и грамматические ошибки, в том числе повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи.

5

Экзаменационное задание частично выполнено. Ответ характеризуется недостаточной связностью, логичностью, небольшим объёмом высказывания. В речи встречаются неоправданные паузы, в том числе вызванные затруднениями в подборе языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям. Допущены существенные лексические и грамматические ошибки, повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи.

4

Экзаменационное задание частично выполнено. Ответ характеризуется недостаточной связностью и логичностью. Речь изобилует паузами. Имеет место дефицит необходимых языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый не прибегает к компенсаторным умениям. Допущено существенное количество лексических и грамматических ошибок, повлиявших на качество решения коммуникативной задачи.

3

Экзаменационное задание выполнено фрагментарно. В ответе отсутствуют связность и логичность. Объём недостаточный. Речь изобилует паузами. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый не прибегает к компенсаторным умениям. Допущены грубые лексические и грамматические ошибки, в значительной степени повлиявшие на решение коммуникативной задачи.

2

Экзаменационное задание выполнено фрагментарно. Речь постоянно прерывается паузами. Экзаменуемый испытывает дефицит языковых средств, компенсаторные умения не сформированы. Допущены грубые лексические и грамматические ошибки, существенно повлиявшие на решение коммуникативной задачи.

1

Экзаменационное задание практически не выполнено. Речь постоянно прерывается длительными паузами. Экзаменуемый испытывает дефицит языковых средств.

Рекомендации по подготовке

 к обязательному выпускному экзамену

 (в помощь учащимся)

1. При подготовке к экзамену повторение играет главную роль в формировании механизма воспроизведения материала на экзамене. А успешность воспроизведения материала во многом определяется способом его запоминания.

2. Запомнить какой-либо повторяемый материал вам поможет метод ключевых слов. Эти слова должны отражать смысл повторяемого материала и логически должны быть связаны между собой, образуя цепочку. Восстанавливая в памяти эту цепочку, вы легко сможете воспроизвести содержание материала.

3. Помните, что любой повторяемый материал запоминается и воспроизводится намного успешнее и эффективнее, если вы будете хорошо понимать,  для чего повторяете этот материал.

4. Любое испытание – ситуация экстремальная, которая сопровождается напряженным, конфликтным и тревожным состоянием человека. Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации. Значит, и вы сможете справиться с волнением и напряжением в процессе подготовки к сдаче экзамена, умело используя инструмент самопомощи. Необходимо четко осознать, что очень многое зависит только от вас.

5. Активность вашего внимания и умственной деятельности можно повысить, например, с помощью приятных запахов (лимон, лаванда) или при наличии негромких фоновых звуков (приятная негромкая музыка, шум дождя за окном и др.)

6. Не следует забывать, что умственную деятельность повышают манипулирование пальцами, жестикуляция, ходьба. Монотонность, однообразие в работе понижают активность мозговой деятельности. Поэтому вам при монотонной работе через каждые 15 минут делать короткую паузу (1-2 минуты) или переключаться на другую деятельность. При однообразной работе лучше через полтора часа сделать длительный перерыв. Во время перерыва можно расслабиться с закрытыми глазами или, наоборот, заполнить паузу активными движениями: потанцевать под музыку, сделать несколько ритмичных упражнений.

7. «Сбросить» внутреннее напряжение и успокоиться при подготовке к сдаче экзамена вам помогут методы саморегуляции. Следует помнить, что психологические методы саморегуляции достаточно индивидуальны, поэтому вам при подготовке и во время сдачи экзамена необходимо найти свои собственные способы самовнушения и саморегуляции.

Технология подготовки к экзамену

1. Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

2. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.

3. Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

4. Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. •

5. Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

6. Подготовке к аудированию помогает многократное прослушивание аудиотекстов на иностранном языке и видеосюжетов. Старайтесь понять общий смысл услышанного и детали. Если Вы не поняли текст во время первого прослушивания, прослушайте текст еще 1-2 раза по частям.

 7. Готовясь к чтению, читайте как можно больше иноязычных текстов, имеющих разнообразные сюжеты и жанр. Старайтесь не пользоваться словарями во время чтения, т.к. во время экзамена словарями пользоваться нельзя.       Читайте вслух небольшие отрывки несколько раз в день. Используйте соответствующие аудиокниги при контроле своего произношения.

8. При подготовке к устному высказыванию несколько раз прочитайте тематическую статью и перескажите ее. Также можно составить план своего рассказа, выделив главные составные части.   

Have confidence in yourself and you will succeed.

В начало

ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ

  1. Готовясь к экзаменам, помни, что все, к чему ты прилагаешь усилия, ты делаешь для себя.
  2. Старайся работать за своим письменным столом, это дисциплинирует, не позволяет расслабляться.
  3. Через каждый час работы делай перерыв.
  4. Намечай план работы на день и старайся его обязательно выполнить.
  5. Старайся проговаривать трудные вопросы вслух, можешь привлечь в качестве собеседника зеркало.
  6. Если родители не против после рабочего дня тебя послушать, рассказывай им то, что ты выучил в течение рабочего дня.
  7. Для лучшего запоминания учебного материала рисуй схемы, пиши шпаргалки, конспекты. Это поможет тебе на экзамене вспомнить изученный тобой материал.
  8. Используя для выполнения схем цветные карандаши, фломастеры. Яркие цвета, используемые в конспекте, легче вспоминаются.
  9. Трудные даты для запоминания напиши на небольших листочках и развесь в своей комнате или квартире. Проходя мимо них по несколько раз в день, ты сам не заметишь, как они останутся в твоей памяти.
  10. Обязательно посещай консультации, готовь к ним вопросы учителю по существу.
  11. Во время консультаций по подготовке к экзаменам не стесняйся задавать учителю вопросы, если тебе что-то непонятно. Консультация – это твое время и твое право задавать вопросы. Экзамен – это право учителя задавать тебе вопросы.
  12. Экзамен – это первое твое испытание. Постарайся оставить о себе хорошее впечатление.
  13. Экзамен – это самопрезентация человека. Постарайся выглядеть так, чтобы экзаменаторам было приятно с тобой общаться.
  14. Во время экзамена не спеши срезу давать ответа. Подумай, вникни в содержание поставленного вопроса в билете.
  15. Строй свой ответ системно, логично, не забывай о важных фактах, связанных с вопросом билета.
  16. Если в чем-то сомневаешься, лучше говори, чтобы не сделать неуместные ошибки.
  17. Если считаешь, что ты прав, не бойся отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
  18. Если ты не прав, не ищи виноватых в других людях. Постарайся в другой раз быть более серьезным и ответственным при подготовке к экзаменам.
  19. Умей достойно выходить из самого трудного положения.
  20. Удачи и успехов на экзаменах.

В начало

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

  1.  Как заучивать материал?
    1. Чтобы лучше запоминать, необходимо поставить перед собой цель. Например: "Я МОГУ запомнить этот материал" или "Я ХОЧУ сам решить эту задачу".
    2. Уровень внимания должен быть оптимальным. Помни: ничего не заучивается ни в абсолютной тишине, ни при сильном шуме.
    3. Пользуйтесь разными способами запоминания.
  2.  Когда лучше заучивать материал? Лучшее время для запоминания с 8 до 12 часов утра и с 14 до 17 часов вечера.
  3.  Способы запоминания.
    1. Качество запоминания улучшится, если пользоваться опорами на слова или на образы. Например: тезисы, заголовки разделов, вопросы к материалу, яркие примеры, спецтермины.
    2. Условием хорошего запоминания является план.

Помни: не столько план сам по себе, сколько самый процесс его составления играет роль в запоминании.

  1. Если материал неравномерной трудности, то заучивайте его по частям, но каждый блок должен быть законченным по смыслу.

Помни: механическое (неосмысленное) запоминание может подвести, так как с 13 до 16 лет темпы развития памяти снижаются.

  1.  Как лучше повторять?
    1. Огромное значение имеет первое воспроизведение, особенно его словесная формулировка.
    2. Необходимо организовать повторение так, чтобы оно включало в себя нечто новое.
    3. Распределение  времени между заучиванием и повторением должно быть таким: 1/7 часть - заучивание, 6/7 - повторение.
  2. СКОЛЬКО РАЗ ПОВТОРЯТЬ ЗАУЧЕННОЕ?
        Для лучшего запоминания очень важно сколько раз материал повторяется и через какие промежутки времени.  

Интервал повторения

Количество повторений

30 минут

11 раз

2 часа

7 раз

5 часов

6 раз

от 10 до 24 часов

4-5 раз

В начало

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

ВНИМАНИЕ: ЭКЗАМЕН!

Экзамен – это стресс.  Поэтому, чтобы сохранить здоровье и нервы, мы предлагаем ознакомиться с полезной информацией, размещенной на этой странице. Она будет полезна как для родителей, так и для школьников.

1.    Настройтесь на лучшее.

Дайте себе установку: ваш ребенок может сам справить­ся с непростой ситуацией экзаменов. Важно, чтобы вы сами искренне верили в это, и тогда ваша уверенность пере­дастся сыну или дочери.

2.    Соблюдайте границы.

Хо­тите, чтобы подросток при­шел к своей цели? Не застав­ляйте его к ней идти! Беско­нечные напоминания о том, что нужно заниматься, лишь раздражают.

3.    Не навязывайте свою помощь.

Ваше чадо сейчас как никогда - и в силу возра­ста, и в силу непростых обсто­ятельств - подвержено пере­падам настроения: утром он не желает принимать никакой помощи, а к вечеру хнычет, что ни с чем не справляется. Дайте ему понять, что вы все­гда поможете, если это потре­буется, но навязывать свою помощь не надо.

4.    Поощряйте самостоя­тельность.

К примеру, сын рассказывает, что при инсти­туте, куда он собрался посту­пать, существуют краткосроч­ные подготовительные курсы. Не стоит сразу же бежать туда записываться. Сначала спро­сите, нужны ли ему подобные занятия, дают ли они преиму­щество при поступлении, сколько стоит их посещение... Пусть будущий студент про­явит инициативу в решении своей судьбы.

5.    Разрядите  напряжение.

Создайте благоприятный эмоциональный фон, причем не только вокруг подростка, но и вообще в семье. Лишний раз обнимите сына или дочь, купите что-нибудь вкусное, принесите посмотреть новый фильм, но не делайте акцент на причине вашей заботы.

6.    Репетируйте.

Если ребен­ку захотелось поговорить об экзаменах, постарайтесь поддержать беседу, а если он просит проэкзаменовать его, найдите для этого время. Пусть вы мало что понимаете в его физике или биологии, но такой разговор поможет ему «слить» лишнее напря­жение, психологически под­готовиться к ситуации экза­мена.

7.    Не обманывайте.

Желая подбодрить подростка, не го­ворите, что экзамены - это ерунда. Вы и сами знаете, что это не так, зачем же обесце­нивать его переживания? Лучше обратитесь к его опыту - напомните, что ему уже при­ходилось справляться с по­добными заданиями, а зна­чит, он может сам оценить сложность предстоящего.

8.    Не сравнивайте.

Замечай­те положительное в ребенке как в человеке, а не как в уча­щемся. Хвалите, но не сравни­вайте со сверстниками (и тем более не ставьте никого в при­мер!). Когда вы говорите, что «Вася сдал все очень легко», ваш ребенок думает не о том, что он тоже сдаст экзамены, не напрягаясь. Он начинает сомневаться в себе: «Вася-то сдал, а я – вряд ли...»

9.    Контролируйте.

Будьте в курсе организационных во­просов - узнайте о времени экзаменов, какие документы подавать, не следует ли что-то оплатить. Сделайте так, чтобы бытовые вопросы не отвлека­ли и не раздражали выпускни­ка или абитуриента - о мело­чах вроде денег на транспорт или запасной ручки он может просто не подумать. Сын или дочь считают себя самостоя­тельными, но при этом наде­ются на вашу помощь и, если что-то будет упущено, перело­жат вину за это на вас.

Режим дня

 Очень важно высыпать­ся, но вставать при этом пораньше: установлено, что мозг лучше всего вос­принимает информацию с 07.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.00-18.00.

В середине дня будуще­му студенту хорошо бы оторваться от учебников и устроить перерыв на 30-40 минут - отправьте его в магазин, предложите про­гуляться, подышать све­жим воздухом.

 Каждые час-полтора не­обходимо делать 10-15-ми­нутные перерывы - их мож­но посвятить выполнению упражнений на растяжку и расслабление мышц.

 Шоколад поддерживает работоспособность.

Морковь стимулирует мозговое кровообра­щение, поэтому заучить что-либо наизусть для любителей этого овоща не составляет труда.

Ананас, богатый витамином С и при этом малокалорийный, поможет удержать в памяти большой объем информации.

Рыба богата фосфором, необходимым для работы головного мозга.

Орехи  также  стимулируют деятельность мозга, придают силы и укрепляют память.

Лук улучшает снабжение мозга кислородом, поэтому он - лучшее средство от перенапря­жения и психологической усталости.

Клубника и бананы помогут снять стресс.

Полезны также яблоки, черника, лимон, изюм, сыр, творог, яйца.

Еда выпускника и абитуриента не должна быть тяжелой и жирной. Не следует питаться всухомятку - в период умственного и нерв­ного напряжения особенно нужна горячая полноценная пища.

Не нужно злоупотреб­лять  кофе: пара чашек в день способны то­низировать организм, но большее количест­во приучит его к постоянному допингу. Прием витаминов группы В и С необходим для нормальной работы нервной системы.

В начало

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.