Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен.
Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.
Гельвеций
Очень важно воспитывать у ребёнка трудолюбие, укреплять волевые качества ребенка, развивать умение преодолевать собственную лень. И чем раньше этим начали заниматься родители, тем лучше.
Первые трудовые навыки, необходимые для самообслуживания, ребенок получает в раннем детстве. И делает он это, как правило, охотно, с удовольствием.
Однако нередко уже к концу дошкольного возраста некоторые дети начинают лениться.
Главная причина этого явления состоит в том, что естественная беспомощность ребенка (он далеко не все может делать сам обстоятельно)как бы задерживается в сознании взрослых людей.
В результате опека над ребенком затягивается. А чем пристальнее такая опека, тем быстрее формируются у ребенка иждивенчество, эгоизм и лень.
Основная задача семьи в трудовом воспитании ребенка — так организовать уклад жизни семьи, деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное воздействие. Но как же претворить в жизни эту нелегкую задачу?
Ответьте на предложенные вопросы
• Помогает ли вам ребёнок по дому?
• Охотно ли ваш сын или ваша дочь выполняет трудовые поручения? Что вы делаете, когда ребёнок отказывается выполнить ваше поручение?
• Поощряете ли вы ребёнка за выполнение трудовых поручений? Как?
• Наказываете ли вы ребёнка за невыполнение трудовых поручений? Если да, то каким образом?
• Какие поручения выполняет ваш ребенок?
Перечень поручений:
• оказывать помощь родителям в уборке квартиры;
• наводить порядок на своем столе и в своей комнате;
• заботиться о младшем брате или сестре; стирать свои мелкие вещи,
• мыть чайную посуду;
• следить за чистотой обуви;
• выносить мусор;
• кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок;
• гулять с собакой, кошкой;
• покупать хлеб, молоко.
Следующее задание «Разбор ситуаций»
Ситуация Ответ
Мама поручила своему ребенку поливать комнатные растения, а где-то через недельку обнаружила, что зеленые друзья находятся в плачевном состоянии. И, в сердцах выругав ребенка, она решила уже самостоятельно следить за столь милыми вашему сердцу геранью и фикусами. Правильно ли поступила мама? Нарушен целый свод правил воспитания домашнего трудолюбия.
1. правило постоянства и обязательностиучастия детей в домашнем труде;
2. правило постоянного контроля за выполнением ими порученного дела.
В восторге от того, что ваш ребенок довольно охотно выполняет текущую уборку квартиры — подметает пол, вытирает пыль, вы заодно поручаете ему еще с десяток таких жe несложных (с вашей точки зрения) поручений. А через неделю с изумлением обнаруживаете мусор на полу и пыль по всем углам. Новые же ваши поручения находятся в положении "не покладая рук".Почему это произошло? Нарушен принцип постепенности. Кругобязанностей детей может быть очень широк, но вряд ли следует в связи с этим идти на перегрузку их домашними делами.
Семья опаздывает на автобус, а ее дочь( 5 лет) все утро как-будто нарочно тянет время, долго одевается в садик. Мама ужасно нервничает. Во-первых, нужно успокоиться. Накричать, обругать, будет конечно куда легче. Но в данной или похожей ситуации вашими помощниками будут не окрик или угроза, а игра и чувство юмора.
Готовых рецептов в воспитании у детей трудолюбия нет. В каждой семье этот вопрос решается по-своему, но главная непростая задача состоит в том, чтобы воспитание шло через доброту, взаимопонимание, терпение и терпимость.
Вот, например, ваш ребенок, не собрав книги, рвется на улицу, к друзьям. А вы скажите, что книжки тоже хотят к своим друзьям, вон, сколько пустых мест на полке.
Конечно, такие игры не легки, особенно если вы опаздываете на работу, или вечером валитесь с ног. Накричать, обругать, в общем «взорваться» куда легче. Но после взрыва остаются одни развалины.
Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.
В труде проявляются особенности поведения ребенка — активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.
Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья — дружный трудовой коллектив. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его — основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Чтобы испечь вкусный пирог, чисто постирать белье или связать красивые и теплые варежки, каждая домашняя хозяйка следует в своем деле проверенным полезным советам.
Полезные советы:
• Будьте последовательны в своих требованиях.
• Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
• Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына или дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями. воспитании детей.
• Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и о работе своих друзей.
• Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
• Каждый совет педагог дополняет разъяснениями о том, как правильно их выполнить.
Завершить хочется словами К.Д. Ушинского: «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, — это трудолюбие».