Лекторий "Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения"
Проблема правового воспитания личности непреходяща. В современных условиях острых социальных и духовных конфликтов она приобретает актуальность.
Забыты «кодексы чести» подростка: лежачего не бьют, в поединке участвуют один на один, девочки не дерутся и т.п. Конечно же, эти кодексы не являются образцом нравственных норм или вершиной юношеской чести. Однако они хоть как-то сдерживали несовершеннолетних, придавали извечной мальчишеской драчливости нравственную упорядоченность, а девочек выделяли, как хрупкие и нежные создания. Откуда берется в столь юных созданиях деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению тяжких насильственных преступлений? Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их юные души.
Решающим в воспитании является не состав семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между ее членами.
Среди причин, порождающих трудных подростков, относятся такие типы семейного воспитания, как чрезмерная опека, отсутствие системы последовательных требований по отношению к ребенку; воспитание, характеризующееся явным эмоциональным отвержением. Существуют также семьи с неявно выраженным эмоциональным отторжением ребенка.
Имеется ряд причин, обуславливающих черствое отношение родителей к своим детям. Эмоциональная холодность родителей и их эгоизм превалирует над всем остальным в семье.
Выделяют несколько групп трудных подростков:
Первая группа характеризуется устойчивым комплексом антиобщественных взглядов. У подростков этой группы искажено представление о товариществе, смелости. Они циничны, грубы, агрессивны, озлоблены. Их типичные особенности: иждивенчество, стяжательство, стремление к потребительству, эгоизм. Ключом к перевоспитанию их является опора на личностные качества, такие как энергичность, упорство, стремление к первенству и престижу.
Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, стремлением подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, взгляды которых отличаются антиобщественной направленностью. В данной ситуации необходимо включить подростков в работу, выражающую умение и командовать, и подчиняться.
Для третьей группы характерно противоречие между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Их отличает осознание недостаточности совершения поступков. Однако это не является их убеждением, что приводит к накоплению опыта аморального поведения.
К четвёртой группе относятся подростки, для которых характерно безволие, легкая внушаемость, легкомыслие, неверие в свои силы.
В пятую группу входят подростки, легко поддающиеся различным влияниям или зависимостям.
Ответственность – это значит ответственность перед кем – то и за кого – то.
«Не знал», «не думал», «не хотел»… - этот лепет можно слышать от подростков-правонарушителей, но это – не оправдание и даже не объяснение содеянного. Поэтому задача родителей также состоит в предупреждении подростков об опасностях в игре с законом.
Социальная ответственность служит показателем социальной зрелости личности, начиная с детства. Но наиболее чувствительным и восприимчивым к нормам социального поведения, социально направленной деятельности периодом является подростковый возраст.
Адекватность самооценки в подростковом возрасте
Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Завышенная самооценка подростка — неадекватное завышение в оценивании себя подростком. Заниженная самооценка подростка — неадекватное недооценивание себя подростком. Это одна из самых распространенных проблем подросткового возраста. Многие считают, что это естественный период взросления, но это не так. Следует уделить особое внимание этой проблеме у подростка, так как коррекция в более позднем возрасте может быть не возможной.
У человека с заниженной самооценкой обычно проявляются такие качества как:
чрезмерная самокритика и неудовлетворённость собой;
повышенная чувствительность к критике и мнению окружающих;
постоянная нерешительность и боязнь допустить ошибку;
патологическая ревность;
зависть к успехам других;
страстное желание угождать;
враждебность к окружающим;
постоянная защитная позиция и потребность оправдываться в своих действиях;
пессимизм, негативное мировоззрение.
Причины заниженной самооценки:
Неправильное воспитание в семье;
Частые неудачи в детстве;
Отсутствие ясных целей в жизни;
Нездоровое социальное окружение;
Дефекты внешности и здоровья.
Подростки с высокой самооценкой обладают следующими преимуществами:
принимают свой физический облик таким, какой он есть;
уверены в себе;
не боятся совершать ошибки и учатся на них;
спокойно воспринимают критику и комплименты;
умеют общаться, не испытывают робости при общении с незнакомыми людьми;
уважают мнение других, но ценят и собственный взгляд на вещи;
заботятся о своём физическом и эмоциональном самочувствии;
гармонично развиваются; добиваются успеха в своих начинаниях.
Вера в себя и самоуважение – такие же необходимые факторы для достижения успеха и счастья, как солнце и вода для растения: без них невозможен личностный рост. Низкая самооценка лишает человека перспективы и надежды на изменения.