Родительский университет "Культура поведения в конфликтных ситуациях"
Уважаемые родители! Приглашаем вас к обсуждению вопроса "Культура поведения в конфликтных ситуациях". Более подробно с материалами можно ознакомиться ниже.
Умение грамотно вести себя в конфликтных ситуациях – это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью, позволяет добиваться в жизни своих целей. Конфликты в человеческом общении неминуемы, однако случаются они чаще, чем нам того хотелось бы. Зачастую мы провоцируем конфликт, сами того не желая. Конфликт возникает в том случае, если у участников общения возникли противоречия во взглядах, целях, интересах. Вместо того чтобы попытаться прийти к согласию, каждая из сторон упорно стоит на своем.
Считается, что сложные межличностные, конфликтные ситуации, между родителями и детьми в первую очередь обусловлены затруднениями в общении.
Способы конструктивного разрешения конфликтов в семье
Известный психолог Ю.Б. Гиппенрейтер сформулировала алгоритм поведения беседы при разрешении конфликтов с детьми, где основную роль играет родитель, его действия:
- Прояснение конфликтной ситуации.
- Сбор предложений.
- Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.
- Детализация решения.
- Выполнение решения; проверка.
Первый шаг: прояснение конфликтной ситуации.
Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: чего он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д. Родитель делает это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка. После этого он говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения».
Важно начать с выслушивания ребенка и продемонстрировать желание его понять. Часто это внимание снижает накал страстей, потому что ребенок или подросток чувствует, что его воспринимают всерьез.
Точное «Я-сообщение» в конфликтной ситуации важно еще и по другой причине: взрослому приходится задуматься, какая именно его потребность ущемлена действиями или желаниями ребенка.
Второй шаг: сбор предложений.
Этот этап начинается с вопроса: «Как нам быть?», «Что нам придумать?» или «Как нам поступить?» После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение (или решения) и только затем предлагать свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее с вашей точки зрения предложение, сразу не отвергается. Сначала предложения просто набираются «в корзинку». Если предложений много, их можно записать на листе бумаги.
Третий шаг: оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.
На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения.
Если в выборе лучшего решения участвует несколько человек, то лучшим считается то, которое принимается единодушно.
Четвертый шаг: детализация принятого решения.
Когда решение уже принято, то нужно уточнить детали и понять, что понадобится для его реализации. Возможно, необходимо научить ребенка чему-то до того, как он станет выполнять принятое решение, подготовить список действий.
Пятый шаг: выполнение решения, проверка.
Дальше происходит этап наблюдения за выполнением принятого решения. И тут надо понимать, что если действие для вашего ребенка новое, то, возможно, он будет его выполнять неверно или совсем не выполнять. В таком случае не стоит сразу же указывать на неудачи. Лучше подождать несколько дней. В удобный момент, когда есть время у ребенка, у вас и никто не раздражен, можно спросить: «Ну, как у тебя идут дела? Получается ли?» Лучше, если о своих неудачах скажет сам ребенок. Возможно, их будет слишком много. Тогда стоит уточнить, в чем, по его мнению, причина. Может быть, что-то не учли, или нужна какая-то помощь; или он предпочел бы другое, «более ответственное» поручение.
Этот алгоритм разрешения конфликтов требует времени, но оно будет потрачено с пользой. Во-первых, при таком общении дети и родители научаются разрешать сложные ситуации без конфликтов. Во-вторых, неразрешенный конфликт имеет свойство возобновляться и тогда часы, потраченные на ссоры и обиды, намного превысят время, которое можно было потратить на его разрешение. В-третьих, применения этого алгоритма снижает количество самих конфликтных ситуаций.
Если в семье ничего подобного не применяли, то начинать надо с общего разговора о том, как вообще можно разрешать конфликты. Родители могут рассказать об этом методе, попробовать использовать его на примере недавней ссоры. Самое главное - необходимо проявлять желание услышать и понять ребенка и осознавать, что происходить с вами, когда ребенок не хочет выполнять ваши просьбы.