Родительский университет
В рамках Родительского университета в 9 классе прошел семинар-практикум "Портрет современного подростка". Рассмотрены вопросы :
Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты.
Ключевые переживания возраста.
Личностные особенности и особенности общения.
Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе
Уважаемые родители!
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему?
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка, то есть с некоторыми физиологическими изменениями. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, подростковый кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Этот возраст действительно резко отличается от прочих этапов жизни ребенка. Говоря о подростках, можно рассматривать самые разные проблемы: общение со сверстниками, осознание себя и своего жизненного пути, интересы и увлечения подростков. Сегодня мы поговорим о психологических особенностях этого возраста и о том, как на эти особенности можно опираться при построении контакта с ребенком.
Так как подростковый возраст характеризуется физическим созреванием и психическим взрослением, это может выражаться в следующих чертах характера:
- повышенная чувственность;
- плаксивость (особенно у девочек);
- противоречивость в мыслях и поступках;
- бунтарский дух поведения.
Я перечислю характерные черты личности подростка:
- эмоциональная неустойчивость;
- застенчивость;
- агрессивность;
- юношеский максимализм;
- отсутствие чувства адекватной реальности;
- повышенная тревожность;
- стремление к самостоятельности, не подкрепленное соответствующими физическими и психологическими способностями.
Особенности личности ребенка в подростковый период, на которые необходимо обратить внимание:
1. Чувство взрослости. Ребенок претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Подросток желает оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того, у него проявляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет так же, как предыдущую.
2. Самостоятельность выражается в стремлении к независимости от взрослых, освобождению от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях – не учебных занятиях. Ребенок сам выбирает себе занятия по душе, тем самым удовлетворяя и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность.
3. Эмоциональное общение со сверстниками. Близкий друг для подростка, обычно его ровесник, – это своеобразный психотерапевт, который умеет выслушать и посочувствовать, понимающий и принимающий его переживания, помогающий преодолеть неуверенность в своих силах, поверить в себя. В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но сам круг общения не ограничивается близкими друзьями. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании.
4. Отношения со взрослыми, прежде всего с родителями (этого раздела мы коснемся более подробно). Влияние родителей уже ограничено – им не охватываются все сферы жизни ребенка. Взгляды подростка на жизнь в первую очередь зависят от позиции родителей. В то же время, нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, подростки испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за чрезмерного родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т. д. Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания – демократичный, когда родители не ущемляют права ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей, а контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе.
Гиперопека, как и вседозволенность, равнодушие или диктат препятствуют успешному развитию личности подростка.
Когда ребенок достигает подросткового возраста, можно разделить все предъявляемые к нему требования на три условные группы:
1. Требования, выполнение которых не обсуждается. Это те требования, которые имеют непосредственное отношение к обеспечению безопасности: возвращаться домой к определенному времени, звонить, если задерживаешься, а также некоторые требования, касающиеся обязанностей ребенка по дому и в школе.
2. Требования, выполнение которых родители должны обсуждать с подростком. Например, сколько времени проводить за компьютером или как планировать свободное время.
3. К третьей группе относится то, что ребенок решает самостоятельно, но вы готовы оказать ему помощь поддержкой или советом, если потребуется.
Постепенно некоторые требования могут переходить из одной группы в другую: скажем, когда вы уверенны в том, что ваш ребенок способен самостоятельно планировать выполнение уроков, контроль можно передать ему.
Если родители подростка непостоянны в своих реакциях на его поведение и учение: то хвалят и жалеют, то, наоборот, ругают и сурово наказывают, не обращая на него внимания, ребенок становится тревожным, озлобленным – он не знает, что делать!
Если подростку кажется, что с ним считаются, его мнение имеет значение для взрослых, это, с одной стороны, помогает поддерживать его самооценку, а с другой – облегчает контакт с ним.
Четыре основных начала хороших отношений:
- Взаимное уважение (Я уважаю себя самого и тебя – именно поэтому я не позволю тебе делать из меня мальчика для битья. Кроме того, я хотел бы, чтобы ты знал, что другие люди так же важны, как мы сами).
- Поддержка.
- Совместные приятные переживания (это очень помогает разрядить ситуацию и наладить сотрудничество).
- Признание (Его должно быть достаточно всем членам семьи – я должен регулярно показывать своим детям, что они мне небезразличны, что я их люблю). Очень важно отводить время на совместные дела: если надо, планировать семейные поездки на природу, совместный отдых, семейные ужины в спокойной обстановке. Все это тоже способствует созданию непринужденной атмосферы взаимной любви, которая так необходима детям для нормального роста и развития.